а а а
абв абв абв
а а а а а
Обычная версия
Все новости

Интервью с литературным директором фестиваля "Дни Александра Блока в Петербурге" Ольгой Маркарян

В первую очередь хотелось бы поблагодарить Вас за разработку и реализацию в нашем городе фестиваля «Дни Блока в Санкт-Петербурге». Фестиваль стал важным культурным событием нашего города.Расскажите, как возникла идея создания фестиваля и в его рамках – железнодорожного аспекта в жизни А.Блока?

Ольга Маркарян: Год назад мы совместно с режиссером Андреем Луниным придумали концепцию фестивалей, сочетающих самые разные виды событий вокруг имени крупного писателя, связанного с судьбой Северной Столицы. Первым стал Леонид Андреев, писатель очень созвучный нашему времени, забытый в советские годы из-за неприятия советской власти. В этом году героем стал Александр Блок, причём не только как поэт, но и как человек, осмыслявший историю России и свою, поворотную для России, эпоху.

Какие главные задачи стояли перед вами в процессе создания выставки в музее железных дорог России и, пожалуйста, пару слов о художественном образе и концепции выставки.

Ольга Маркарян: Выставка «Стальной путь Александра Блока» стала одним из самых главных для нас фестивальных проектов. Нам хотелось создать хрупкое, полупрозрачное художественное пространство, в котором о самых важных вопросах индивидуальной судьбы Блока – задумчивого, лирического, созидающего мир человека – и судьбы России – будет сказано без пафоса и идейного нажима. Путь Блока метафорически передан воссозданным прямо в выставочном зале железнодорожным полотном. Художник Александр Якунин увел эту железную дорогу в пространство пограничья между жизнью и смертью, жизнью и поэтическим бытием. У дороги лишь одна рельса – вторая отражается в зеркальной стене, пронизывающей весь зал.

С какими трудностями пришлось столкнуться в период подготовки и проведения фестивальных проектов? Может быть что-то наоборот оказалось легко воплотимым? Все ли задуманное удалось осуществить?

Ольга Маркарян: Сложным было организовать то огромное количество мероприятий, которые включал наш фестиваль – около 46 событий от академических лекций до перформансов. Но неожиданно оказалось, что есть очень много людей, готовых помогать хорошему делу. Наших артистов кормили рестораторы, в спектакле на просторах блоковского имения нам помогали шесть театрально-музыкальных коллективов, нам предоставили вагон для спектакля, цветы для финального аккорда, нам открыли двери старинных развалин и к нам прилетел целый воздушный шар.

Оправдались ли Ваши надежды на реакцию публики? Кто главные реципиенты «выставочного послания»? Как Вы считаете, все ли было понятно даже для неподготовленного зрителя?

Ольга Маркарян: У нас с художником всё время возникал вопрос: будет ли понятен тот или иной инсталляционный элемент нашему зрителю. Стремясь говорить поэтически и без школьного нажима, мы многое отдали зрительской интуиции. Не все нужно проговаривать. Но конечно, зрителю нужно подключиться к выставке, настроиться на неё душевно – пустым взглядом многое упустишь. Есть и ещё одна особенность – посетитель музея железных дорог вряд ли подготовлен к выставке о Блоке, тем более говорящей на языке современного искусства. С одной стороны, это плохо: выставка может пройти мимо основной адресной аудитории музея. С другой стороны, может возникнуть неожиданная любовь между посетителем и выставкой – человек, шедший смотреть паровозы, может сам не ожидать, что он – тот самый идеальный посетитель нашей выставки.

С какими мыслями, выводами или впечатлениями покидает выставку посетитель?

Ольга Маркарян: Это нужно спросить у посетителей. Нам бы хотелось, чтобы темная, неясная нам душа Блока, при этом почти до святости светлая, стала чуть ближе современному человеку, стала ясна в её объективном родстве с человеком нашего времени.

На какую аудиторию, прежде всего, рассчитана выставка? Может ли творчество Александра Блока, жившего в начале прошлого века, быть интересным современному поколению?

Ольга Маркарян: Блок угадал очень многие проблемы нашего времени. Он понимал, что европейская культура подходит к кризису, что гуманизм вырождается в фиктивную гуманность. Понимал, что близится власть масс, что индивидуальная ответственность человека затирается за бескультурной коллективностью. Он мыслил будущим и потому – почти наш современник. Публицистика Блока, малоизвестная в России, особенно интересна нынешним людям зрелого возраста, пережившим следующий после Блоковского поворот в истории России – девяностые. А в «Стихах о Прекрасной даме» Блок – поэтически восторженный влюблённый, близкий и новым молодым.

Каковы Ваши планы на будущее? Фестивали? Выставки? Писатели? Литературные произведения?

Ольга Маркарян: Пока мы должны отдохнуть. Хотя инновационные тенденции в организации выставок – полухудожественных, полуисторических – и театральных действ в городской среде – влекут к новым поискам.

Друзья!

26 июня состоялась авторская экскурсия по выставке «Стальной путь Александра Блока», организованная в выставочном зале Музея железных дорог России.

Следующая авторская экскурсия по выставке «Стальной путь Александра Блока», которую проведет Ольга Маркарян, состоится 7 августа 2019 года в 19.00. У вас есть уникальная возможность посетить наш музей и выставку, которая заканчивает свою работу 28 августа. Посещение экскурсии бесплатное. Нужно только купить входной билет в музей. Справки по телефонам: 457-23-16, 457-21-37