История
-
1974
22 марта 1974 года. Принято Постановление Президиума Дорпрофсожа и руководства дороги «О создании музея революционной, боевой и трудовой славы железнодорожников Октябрьской ж.д.», предписывающее создать на дороге центральный производственный музей.
Приказ 45Н от 29 марта 1977 г.
Выписка из протокола Дорпрофсожа 22 марта 1974 г. -
1977
29 марта 1977 года. Подписан Приказ начальника Октябрьской ж.д. В.В.Чубарова № 45/Н «Об организации музея Октябрьской железной дороги». Началась работа по сбору материалов и предметов для формирования коллекции и будущей экспозиции музея.
-
1978
25 июля 1978 года. Центральный музей Октябрьской железной дороги открыт для посетителей по адресу: Ленинград, Литейный проспект, дом 62.
Экспозиционный зал ЦМОЖД.Первая экспозиция музея рассказывала об истории строительства и эксплуатации Царскосельской и Николаевской железных дорог, об участии железнодорожников в революции и гражданской войне, работе магистрали в первые пятилетки. Отдельное внимание уделялось подвигу железнодорожников в Великой Отечественной войне, а также развитию дороги в послевоенные годы.
В 1980-е годы общими усилиями руководителей дороги и энтузиастов-любителей истории началась конкретная работа по сохранению объектов железнодорожной техники. Вновь создаваемый музей решили разместить на станции Шушары — в районе, наиболее приближенном к городу и приемлемом по транспортному обслуживанию. Выделенный участок в те годы представлял собой заболоченную и заросшую кустарником территорию вблизи платформы «Пост 16 км» Витебского хода.
Начало МЖТ — Музея железнодорожной техники. -
1991
1 августа 1991 года. На станции Шушары под Санкт-Петербургом был открыт первый в России Музей железнодорожной техники — как отдел Центрального музея Октябрьской железной дороги.
Открытие площадки в Шушарах в 1991 г.
Указание об открытии МЖТ.К моменту открытия Музея железнодорожной техники его площадь составляла 7500 кв. метров, суммарная длина экспозиционных путей 1000 метров, количество экспонатов — 40, из них: 9 паровозов, 8 тепловозов, 1 электровоз, по 8 пассажирских и товарных вагонов и другая техника.
За 40 лет активной деятельности по сбору и реставрации железнодорожной техники коллекция музея выросла до 180 единиц и качественно преобразилась. Экспонаты доставлялись не только с Октябрьской железной дороги, но и собирались по всей стране, а некоторые прибыли из ближнего и дальнего зарубежья. В результате сформировалась представительная, насыщенная уникальными экспонатами коллекция исторического подвижного состава, достойная названия национальной железнодорожной коллекции России.
-
2001
2 августа 2001 года. Музей железнодорожной техники — филиал Центрального музея Октябрьской железной дороги — открыл новую экспозицию на площадке у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга. Вокзал к этому моменту был уже закрыт для движения дальних и пригородных поездов.
4 экспозиционных пути общей протяженностью более 1,5 километров и один путь для отправления ретропоездов на паровой тяге заняли площадь 20000 кв. метров. Сюда были перебазированы наиболее значимые экспонаты с площадки в Шушарах.
Подготовка к открытию МЖТ 25 июля 2001 г.Расположение музея в центре города, близость к станциям метрополитена позволили сделать его более доступным для жителей и гостей Санкт-Петербурга и уверенно включить музей железнодорожной техники в число городских достопримечательностей. Посещаемость музея выросла более чем в 6 раз.
-
2007
Разрабатывается план по переезду Музея Октябрьской дороги на территорию станции Санкт-Петербург-Балтийский. Это было связано с решением об освобождении подъездных путей в рамках переноса объектов железнодорожной инфраструктуры с территории станции Санкт-Петербург-Варшавский (распоряжение Президента ОАО «РЖД» от 13 апреля 2007 г. № 653р).
-
2012
Началось строительство объекта «Музей Октябрьской железной дороги» — сегодня «Музей железных дорог России» — на станции Санкт-Петербург-Балтийский.
-
2017
30 октября 2017 года. Музей железных дорог России торжественно открыт для посетителей. В мероприятии, приуроченном к 180-летию железных дорог в России, приняли участие президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров, помощник Президента РФ Игорь Левитин, министр транспорта РФ Максим Соколов и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.