а а а
абв абв абв
а а а а а
Обычная версия
Музей временно приостанавливает прием посетителей с 20 марта
Все новости

Выставка «Поезда милосердия» в музее железных дорог России

/ 2

7 февраля в корпусе «Н» музея железных дорог России состоялось открытие первой части выставки «Поезда милосердия».

Совместный с Военно-медицинским музеем выставочный проект посвящен  истории и вкладу военно-санитарных поездов в Победу в Великой Отечественной войне.

Дата открытия выбрана неслучайно – 7 февраля 1943 года начала работать Дорога Победы, которая позволила осажденному городу выстоять под натиском врага и победить. В этот памятный день в блокадный Ленинград прибыл по построенной всего за 17 дней железной дороге первый состав с Большой земли, который доставил 800 тонн продовольствия.

Главными гостями на открытии выставки стали ветераны: Василий Петрович Акимов, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран Октябрьской железной дороги, в 1941-1944 годах воевал в составе 389-го стрелкового полка 36-й стрелковой дивизии и 5-й отдельной железнодорожной зенитно-артиллерийской батареи бронепоезда № 5 и Иван Данилович Косачев, доктор медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации, ветеран войны в Афганистане, главный хирург 40-й армии.

С приветственым словом выступили директор музея железных дорог России Владимир Одинцов и заместитель директора Военно-медицинского музея Министерства обороны РФ Дмитрий Журавлев.

Пространством нового выставочного проекта стал четырехосный пригородный вагон Ок 3906, выпущенный Ленинградским вагоностроительным заводом им.И.Е. Егорова до войны, в 1940 году. В мирное время - обычный вагон с местами для пассажиров, во время войны данная серия массово переоборудовалась под перевозку тяжелораненых военно-санитарного поезда. 

Внутри представлены экспонаты: модель вагона для тяжелораненых в масштабе 1:10 из фондов  Военно-медицинского музея, станок для перевозки тяжелораненых и больных конструкции НИИСИ-42 в натуральную величину, один из многих, что устанавливались в вагоны санитарных поездов. Свое название это устройство получило по сокращенному наименованию Научно-исследовательского испытательного санитарного института Красной Армии. Цифры 42 – год разработки. Раненые размещались в три яруса на носилках. По сравнению с ранее применявшимися станками Кригера конструкция НИИСИ-42 была проще и не требовала изготовления сложных металлических деталей. 

Рядом с вагоном Ок 3906 расположена инсталляция - скульптурная группа, демонстрирующая погрузку в вагон раненого на носилках. Сдвигающийся створный угол торцевой стены тамбура был удобен при погрузке тяжелораненых, что давало возможность заносить носилки с ранеными военнослужащими. 

В годы Великой Отечественной войны для транспортировки раненых использовалось сотни поездов, были перевезены миллионы выбывших из строя бойцов. Санитарные поезда использовались во всех крупных сражениях войны: во время обороны Ленинграда, при контрнаступлении под Москвой, Сталинградской битве, наступательных операциях в Польше и Восточной Пруссии.

Ждем вас в нашем музее!