В Музее железных дорог России поговорили о «трогательных» посетителях
В Музее железных дорог России 18 апреля 2024 года состоялась первая конференция «Трогательные посетители. Музеи подбирают слова». В мероприятии приняли участие 30 сотрудников культурных учреждений Санкт-Петербурга.
Конференция посвящена двум противоречивым пунктам в миссии любого музея: сохранению культурного наследия и обеспечению доступа к нему для всех желающих. Часто близкое взаимодействие музейного предмета и посетителя несёт угрозу для экспоната, а в случае технического музея или монументальной скульптуры — и для человека. Прямой запрет или высокомерный тон коммуникации со стороны музея отталкивает посетителей, но недостаточное информирование опасно для сохранности коллекции. Участники конференции познакомились с современными практиками в решении этой проблемы, подобрали подходящие слова и средства коммуникации для объяснения причин запретов и ограничений.
Заместитель директора Музея железных дорог России Дмитрий Головкин рассказал об исследовании посетителей, проведённом летом 2023 года, согласно которому большая часть нарушает музейные правила ради эффектных фото и обрисовал портрет таких гостей.
Заведующая сектором музейных программ «Мастерской Аникушина» Екатерина Зуева рассказала о взаимодействии посетителей со скульптурой на выставках современного искусства в своём музее.
Член правления Содружества гидов-переводчиков и экскурсоводов Александра Маяк показала, что «турист» — это особое состояние сознания и предложила когнитивный подход к проблеме взаимодействия туризма и памятников культуры.
Иван Пряженников, ведущий архитектор-дизайнер бюро музейной сценографии «Метаформа», остановился на разных экспозиционных приёмах разграничения экспонатов и посетителей, а начальник отдела развития и реализации проектов Александровского дворца Государственного музея-заповедника «Царское Село» Татьяна Андреева поделилась плюсами и минусами привлечения посетителей к интерьерным музейным экспозициям.
«Для нашего музея нет ничего важнее посетителей — нашей аудитории, заинтересованной и лояльной. Но иногда гости, вольно или невольно, нарушают правила сохранности музейной коллекции. В рамках конференции мы хотели обменяться опытом с коллегами, получить экспертную оценку этой проблемы, чтобы в дальнейшем выстраивать нашу коммуникацию максимально бережно и чутко по отношению к гостям. Как показали отзывы участников, опыт был удачным. В течение года мы применим многие из отмеченных решений и через год будем рады собрать коллег снова», — рассказал заместитель директора Музея железных дорог России Дмитрий Головкин.
Встреча завершилась мастер-классом Константина Харского — бизнес-тренера с 30-летним стажем, ведущего эксперта в области лояльности персонала и клиентов, автора книг.